Одна из самых больших пакостей - пытаться заставить разумное существо быть взрослым там, где оно ещё не готово. Опереться на свои силы там, где ему ещё надо опираться на силы старшего, не делать самому, а чтоб старший за него делал.
Потому что этим полностью перекрывается возможность когда-то всё же опереться на эти свои силы, по крайней мере, если потом оставить как есть, а не вложить в эту ситуацию дохрена ресурса извне.
Механизм тот же, как с усаживанием младенца, который сам не садится. Можно что-нибудь сломать - и тогда фиг он будет сидеть даже в то время, когда сверстники сидят. И чтобы вообще когда-нибудь сидел - придётся оооочень заморочиться.
Критерий как отличить - достаточно прост.
Если старший говорит "я устал, я задолбался, я не хочу за тебя больше это делать, я хочу тратить свои силы и время на что-то другое" - это оно и есть. И мне важно словами назвать, что в этой точке старший однозначно вредит своему подопечному (да и себе в общем-то тоже). Если старший вслух такое не говорит, но решает всё ту же задачу - перестать тратить время и внимание вот сюда - то никакой разницы, всё равно вредит.
А вот если младший хочет попробовать сам (не потому что старший расписал как это круто! не потому что старший как-то его замотивировал! скорее вопреки желанию старшего!!!), и пробует, и у него что-то получается (а старший тем временем бегает вокруг и разбирается с последствиями, пока получается не очень) - то эти грабли остались в стороне.
Потому что этим полностью перекрывается возможность когда-то всё же опереться на эти свои силы, по крайней мере, если потом оставить как есть, а не вложить в эту ситуацию дохрена ресурса извне.
Механизм тот же, как с усаживанием младенца, который сам не садится. Можно что-нибудь сломать - и тогда фиг он будет сидеть даже в то время, когда сверстники сидят. И чтобы вообще когда-нибудь сидел - придётся оооочень заморочиться.
Критерий как отличить - достаточно прост.
Если старший говорит "я устал, я задолбался, я не хочу за тебя больше это делать, я хочу тратить свои силы и время на что-то другое" - это оно и есть. И мне важно словами назвать, что в этой точке старший однозначно вредит своему подопечному (да и себе в общем-то тоже). Если старший вслух такое не говорит, но решает всё ту же задачу - перестать тратить время и внимание вот сюда - то никакой разницы, всё равно вредит.
А вот если младший хочет попробовать сам (не потому что старший расписал как это круто! не потому что старший как-то его замотивировал! скорее вопреки желанию старшего!!!), и пробует, и у него что-то получается (а старший тем временем бегает вокруг и разбирается с последствиями, пока получается не очень) - то эти грабли остались в стороне.