Жж продолжает вредничать, от поддержки толку ноль...
Может, кто-то знает, куда нужно написать, чтобы попасть на человека, способного воспользоваться мозгами и вникнуть в ситуацию, а также способного добраться до логов и посмотреть что фактически происходит, а не тупо копировать куски хелпа как попугай?

Тем не менее, переходим к книгам.

Аллен Сара Эдисон Бегущая за луной
Очень-очень лайт версия сумерек, а то и стёб над ними (не смотрела на даты, так что шут его ведает, правда ли)
Доброе, спокойное, и в принципе ни о чём.


Мариам Петросян Дом, в котором...


Это восторг. И печаль - когда дочитала и поняла что продолжения не будет и быть не может.
Это книга, которую я хочу на бумаге.
Это книга о магии - настоящей, живой.
Очень настроечная, так что в стрёмное время читать только тем, кто хорошо понимает, что и зачем делает.
А ещё для меня это книга о разных слоях лично моего несбывшегося или сбывшегося-не-полностью.

Дом для детей-инвалидов. На первый взгляд - ну, обычный дом, какие-то разборки в замкнутом коллективе, какие-то традиции. А дальше начинаются странности, и если присмотреться - то основные странности как раз не в тексте, а в фоне и дырках фона.



У меня в голове картинка что школа, как и школа-интернат - это такое заведение, в которое раз в год принимают новых и раз в год выпинывают старых. Но тут всплывает "выпускной год". Ещё какие-то мелкие царапки. Старшие как единое целое - но ведь старшие классы это же тоже разные по возрасту и у них какие-то между собой могут быть отношения? И воспитатели боятся выпуска, и ближе к концу всплывает что на весь Дом только один взрослый помнит что было во время предыдущего выпуска. В конце ещё меня накрыло осознанием, что о том, как теперишние выпускники были младшими - много написано, а вот о том, чтобы они кому-то были старшими, чтобы какая-то малышня была - нееееет. Малышей нет, совсем - но до самого конца этого не видно.

Другой интересный блок - взаимодействие детей в чисто бытовом смысле. Вот тут прямо совсем волшебство.
В одной спальне живут дети с разными физическими возможностями. Кто-то в быту вообще беспомощен вплоть до "нужно чтобы кто-то с ним в туалет пошёл и штаны ему спустил". У кого-то разум на уровне детёныша, который ещё только ползает и тянет в рот всё, что ухватит лапками. Кто-то вынужден пользоваться коляской и даже в специально оборудованном здании у него местами возникают проблемы. Кто-то не видит. А кто-то и вовсе оказался в Доме потому что с точки зрения родных он странный, но в быту это не проявляется.

И вот волшебство - в Доме в принципе нет штата нянечек, помогающих тем, кто о себе позаботиться не может. И уборщиц нет. В столовой еду дадут, но задачу "донести еду до рта" или "уговорить дитятку поесть" персонал не решает. В медпункте да, там медсестра поможет, а в Доме - нет. В Доме всё это делают соседи по комнате. Состайники. И на этой почве не возникает конфликтов, совсем, это само собой разумеется - что если ты можешь а он нет, то ты делаешь и для себя и для него. Не по просьбе, не как одолжение - а просто потому что так нужно. Местами и без надежды на отдачу - у того, о ком заботишься, нечего отдать.

И эта ответственность очень крепко проросла. Настолько, что и после выпуска тоже актуальна. О тех, кто не может сам за себя решить, куда ему податься (хотя вариант по умолчанию есть - к родителям. Правда, это именно те родители, которые отдали ребёнка в Дом и не появлялись до выпуска... опять же, об этом прямо не говорится, но упоминаний о том, чтобы кто-то навещал детей - нет) - заботятся те, кто может, и вовсе не по остаточному принципу.

При этом дети не ангелы. Ну, точнее один - падший ангел, но то такое)) А так - у каждого есть и проблемные, и отрицательные стороны. Но магия Дома не добра и не зла, она не судит.

Ещё очень понравилась картинка ночи сказок. Когда можно говорить прямо о том, о чём обычно не говорят, чтобы не спугнуть, не сбить настройку обыденно-логическим мышлением. А в ночь сказок переходят на магически-логическое))

Кстати, наглядный пример разницы - отношение к Наружности. С точки зрения магии Дома Наружность - зло, нужны специальные ритуалы, чтобы отгородиться от неё. Но в то же время с точки зрения обыденной логики - в Доме полно вещей из Наружности, да хоть бы и те же сигареты, и никакого отторжения они не вызывают (хотя ещё отдельный вопрос - откуда это всё берётся в таких количествах, да и с деньгами непонятно, это тоже провалилось в фоновую дырку).

И вообще очень внятно показано как это работает, вот та самая живая искра, без которой любой ритуал останется шелухой мёртвых слов. И чуть ли не прямым текстом ворох инструкций как с ней обращаться, чтобы раздуть а не потушить, и как вообще со всем этим жить.

А ещё мне очень понравился Табаки. Правда, ооооочень не сразу дошло, при чём тут Киплинг

А Курильщика местами хочется бить. За то что вот, перед ним расстелили скатерть-самобранку с чудесами - а он нос воротит, видите ли ему словами через рот не объяснили. Хотя когда ему словами через рот что-то объясняют (тот же Табаки с инструкцией) - он всё равно эти объяснения не принимает, потому что они с его картиной мира не стыкуются.



Божена Немцова Бабушка


Очень светлая книжка. Местами этого света избыток, аж приторно, вот как в некоторых книгах из школьного курса лит-ры, но я постаралась абстрагироваться.

Сама Бабушка мне понравилась тем, что она таки Бабушка. Не "пожилая женщина" - а именно все возрастные переходы у неё уже случились.
У неё уже всё было и больше ничего не будет, так что для себя ей ничего не надо - ну кроме жизнеобеспечения.
Так что она никому не конкурентка.
Она ведёт хозяйство дочери - но это хозяйство дочери а не Бабушки.
Она заботится о внуках - но это поток в одну сторону, от бабушки к внукам, а себе она ничего не требует.
Она помогает окружающим как может - и опять же, для себя лично ничего с того не требует и не имеет.
Она женщина без мужчины - но не претендует на чужих мужчин и не пытается быть для них интересной в качестве женщины.
Да у неё и имени-то нет (может и называлось, но я не помню), она - Бабушка таких-то. Следующая итерация от "миссис Джон Смит".

А вот на "родина, любовь к родине, бла-бла-бла" - меня дёргает. Вот не верю.
В любовь к конкретному дереву, конкретному куску земли, конкретным горам там или лесу или деревеньке - верю. А к стране - гхыр.

Мари Турелл Содерберг Хюгге. Датское искусство счастья.

Разочарование. Я ожидала инструкцию или набор советов - а тут тупо этнографические исследования и общие фразы. То же, что хоть как-то приближается к конкретике - завязано на других людей, которые почему-то должны сами захотеть того же самого, иначе нихрена не получится. Плюс очень привязано к локальной конкретике. Датчане делают так - ну ок, но я-то не в Дании. У датчан принято вот так - ну ок, но вокруг меня люди, у которых такое не принято. А кулинарные рецепты и вовсе убогие, либо сразу понятно что я такое не ем, либо это что-то простое-элементарное. Разве что бузинный лимонад заинтересовал.

Тереза Тур Империя Тигвердов

Хорошее такое женское фентази, но местами не дотягивает вплоть до дисбелива.
Сильная героиня - слишком уж сильная, независимая, самостоятельная.
Подростки - слишком уж умные и понимающие.
Император - слишком уж добрый и готовый выслушать.
Ну и просто царапает очень обесценивание женщины, которая хочет сидеть дома, рожать детей, готовить еду и вести хозяйство - и на том всё.

URL записи