21:43 

люди такие люди

До чего же сложно объяснить, что в конкретном раскладе нужен не "специалист с таким-то званием", а кто угодно, хоть просто волонтёр, хоть чёрт лысый, хоть вообще духовное лицо любой конфессии - но чтоб делал то и это, не разово а столько раз, сколько надо. И чтоб их таких было много. А как это будет называться - неважно от слова совсем.

И отдельно сложно - про идею, что "чтобы вот это разрулить, не нужно быть обученным специалистом. Нужно быть заинтересованным в результате близки, настолько заинтересованным, чтоб этим реально заниматься, 24 часа в сутки".


@темы: грани

00:05 

Зверье

Зверушки домашние - это ещё и про безусловную любовь и принятие.

Мурлычущему у меня на животе коту глубоко плевать, какие у меня были оценки по английскому в пятом классе. Да и параметры живота его интересуют только с точки зрения его кошачьего удобства - как лежать, уютно ли.

И крысы не требуют с меня справку о скорости реакции, когда привычно выбирают упасть в руки, а не вцепиться когтями в плечо.

И если со мной что-то не так - коты приходят, трогают лапками и умывают как умеют. А не шарахаются с воплями "уберите эту мерзость ".

А рыбы и вовсе считают божеством :-) на рыбьем уровне понимания.


@темы: айе Таэри

11:36 

пойди и сделай хорошо

Под катом опять тяжёлое
и потенциально опасное для любителей идеи что никто никому ничего не должен

- мне плохо
 - ну так пойди и сделай себе хорошо

На первый взгляд логично. Но только на первый.
А если покопаться... Это то же самое "не будь".

Потому что "уйди и не напрягай меня своей кислой рожей"
Потому что отказ в помощи - но не напрямую "извини, я не могу сейчас тебе помочь" или "извини, я не могу тебе помочь с этим" - а именно в формате "я тут ни при чём, ты мне никто и звать никак".
Потому что "я не хочу слышать, что тебе плохо".

Но есть и более развесистый вариант

 - Мне плохо, когда ты поступаешь вот так, пожалуйста, не делай так
 - ну так пойди и сделай себе хорошо.

И тогда получается, что тот, кому уже плохо - либо отменяет нанесённый ему ущерб (и тогда деятель снова может поступать как поступал, а чё такого, всё ж нормально), либо у него не получается это сделать - ну так он сам виноват, что не получилось, это его ответственность, а деятель опять же может поступать как поступал.

Причём со стороны, если в ситуацию не вникать - опять же, прав будет деятель, а виноват тот, кому плохо.

И мне печально.
Что слезть с отдавленной в транспорте ноги на том основании, что владельцу ноги больно - ещё хоть как-то считается правильным, и если деятель сам не слезет, то есть шанс, что окружающие помогут до него донести, что он таки не прав.
А слезть с отдавленного хвоста на том основании, что владельцу хвоста больно и плохо - увы, вопрос исключительно доброй воли наступившего. И реакция окружения будет в духе "а нечего раскладывать хвосты где попало".





@темы: айе Таэри

23:18 

***

Дорогая вселенная.
Если я хочу что-то узнать - то я информацию хочу. А не ситуацию, когда мне или тем-кто-рядом понадобится эту информацию применить на практике.
Теперь я знаю, где находится наш районный травмопункт - но я обошлась бы и крестиком на карте, честно-честно. Посещать его живьём вовсе не обязательно было.

ЗЫ не мне понадобился, подробностей в открытом доступе не будет.


@темы: личное

11:49 

ругательно

Ну вот почему???

Я спрашиваю про варианты, как сделать быстро, дёшево, некачественно - закрыть проблему как-то, чтоб она не мельтешила до того момента, когда получится как надо сделать, и чтоб при этом не наделать новых проблем с точки зрения "как надо" - ну, чтоб эту временную заплатку было легко отодрать, когда время придёт.

А народ уже холивар устроил на тему "какое из дорогих решений качественнее и простоит вечно"


@темы: офигев сего числа, грани

19:42 

нам самим не завезли

под катом - традиционно, эмоциональное.


На этот раз - скорее логическая ловушка.
Но раз она на каждом шагу - то этот хвост и правда основательно оттоптан.

Многим очень удобно не видеть - что что-то было или есть - не так.
И один из способов - принянуть объективные основания, что лучше быть не могло при имеющихся раскладах.

Ну вот, базово.
Опять о вещном - так проще.
"Ну не было возможности купить 5-комнатную квартиру, ни у кого тогда не было такой возможности".
Ну да, объективно можно согласиться - действительно, не было, такая страна, такая эпоха, такой социальный слой.
Впрочем, если покопаться прицельно - то очень многие штуки объективно можно было реализовать. При желании.

А дальше следует дивный переход. "а раз возможности не было - то всё было нормально".
И приплыли.
Не будь, ага.
Не смей чувствовать боль от того, что не было - ведь ни у кого ж не было.
А всё равно больно.
Не про квартиру, про другое.

С не-вещным связка ещё круче.
Не просто "не смей чувствовать боль".
Ещё и "старших пожалей - раз им не завезли". Иногда ещё и с довеском "зато им дали тебя - вот ты им и завези".
И я честно пыталась.
И всё ещё пытаюсь иногда. когда заносит.
Дать почитать книжку - настроечную - с подходящим типажом главного героя - через которого можно прожить. почувствовать - в безопасности, потому что это же герой, набор буковок... Ну, в относительной безопасности - но, насколько я понимаю, моих родичей не накрывает текстами настолько, чтоб неделями просыпаться под пылающим небом другого мира.
Зажечь свечи на праздник - не только у себя, а и на кухне тоже.
Притащить такую музыку, которая поможет в ночной дороге доехать куда надо а не куда попало, и доехать целыми, невзирая на состояние дороги и водителя.
Мелочи обережные всякие - в них одариваемому вообще вкладываться не надо, просто принять и найти место в доме своём. Яйца те же, полные-расписные.
Фильмы на посмотреть и мелкие бытовые способы сделать удобно.
Да даже чай сознательно заварить.
Или сколько-то вечеров подряд объяснять общие принципы системы Таро и чем адекватная работа с этим инструментом отличается от "зайти в инете на любой гадательный сайт и мышкой потыкать".

И есть живые разумные, свидетели того, что я и правда - умею так. Открыть форточку. Подарить шанс.
Есть те, кто сумел взять. И я за них очень рада.

А вот старшие-родичи...
Чего-то они от меня хотят.
Что могу дать - не берут.
И - "пожалей их, им не завезли".

А в одном варианте так и вовсе - завезли, да не то.
Хлещущая через край ненависть ко всем "не таким".

Кто знает, что ближе всего мне именно Локи - может начинать смеяться. Кто знает, насколько я живьём похожа на образцовую пионерку-комсомолку и при этом националистку-украинку-с-шевченком-в-сердце (о да, одновременно) и мифического фольклорного персонажа "ту самую девушку, к которой казак сватается" - тоже может посмеяться.

И я очень устала - быть барьером на пути вот этого. Единственным, просто потому что больше некому.
И потому что - раз это из моего рода идёт - я же наверное отвечаю перед миром.

И ещё одна грань.
Если речь о живом разумном, то "не завезли" - не приговор.
Особенно если не о вещном речь, с вещным инерция больше.
Можно самому себе завезти или с помощью.
Если захотеть.

В конце концов, можно осознать, что "мне не завезли, ребёнку надо, себе я это завозить не хочу" - и найти няньку, учителя, крёстную маму, чёрта лысого - которому завезли.

Так что нормально - точно не было.
И мне сейчас жаль - не старших родичей, а всего того хорошего, что не случилось ни у меня, ни у нас-с-ними.
Первое я могу попытаться спасти, второе увы. И от этого больно.




@темы: айе Таэри

16:03 

про зверушек

Вот интересно, если писать с телефона - он предлагает подставить тег всеми маленькими буквами.
Я же правильно понимаю, что с точки зрения жж это разные теги будут?

Под катом... ну, эмоционально на сколько-то ядовитое, ага.



Сколько себя помню - хотела личного домашнего зверя.
А родители отказывали.
Первого крыса я завела, будучи уже взрослой женщиной. студенткой даже не первого курса.
И ещё больше уверилась - что правильно, именно этого я и хотела.

Отдельно ещё обидно - что у матери до замужества был попугай. И я его даже немножко помню. Потом его отдали, когда брат родился.
А в семье отца - всегда кошки были.

И очень цепляет - почему.
Потому что в те "почему", которые они приводили как объяснение - я не верю.

Аллергии на животных  - точно не было и нет. Когда общалась с бабушкиным котом, и он даже спал поверх одеяла - всё нормально было. Да и с дядиными собаками тоже, никаких проблем.

"дорого стоит"... Я не верю, что рыбка-в-банке или хомячок-в-клетке дорого стоит хоть при обзаведении, хоть в содержании. Если уж даже в лицейкую общагу умудрились хомячка протащить...
Место для жизни - ну да, лошадь или сенбернара в городскую квартиру сложно. Но есть же звери поменьше.
В конце концов, мыши и так жили - незаконно, они просто норы себе по всему дому понаделали. Но мать устраивала скандалы, чтоб их отлавливали мышеловками. Хотя кому они мешали....

Ещё аргумент был, что вот на лето поедешь на дачу или в поход пойдём - и куда зверя.
Ну что... кота бабушка на дачу своего всегда брала, и дядя собак вывозил, и уже мой Эмрис по даче хорошо так погулял.
Крыс я с собой таскала и на байдарках, и куда только не. В универ в сумочке брала, на работу в сумочке брала, вот в магазин с крысой сходить ещё не получилось ни разу. Даже в порогах на южном буге я кувыркалась с крысой в зубах (он сидел в сумочке, а её из воды только так получилось достать быстро). Крысы вроде не жаловались.т
Ещё я видела, как на байдарках возят собак и котов. Слышала, что хорька так возили.
Опять мимо реальности получается.

И про кормить-убирать-ухаживать... Я не верю, что существу, которому можно доверить уход за младенцем - нельзя доверить уход за неэкзотическим животным.

Ещё всплывает, что мать постоянно фыркала, что звери имеют телесные свойства. Едят, пьют, гадят, шерсть трусят. В контексте что это ужас-ужас, так не должно быть.  Но то же самое она говорила про мужа и детей - а их-то она зачем-то завела...

А звери - действительно очень сильные якоря на жизнь вообще и телесность в частности.
Кот Шерлок, со своими большими лапами и молочным шагом - сумел меня удержать в живых.
Кот Эмрис уже много раз был аргументом добраться домой из тех странных мест, куда вообще-то лучше было бы не попадать - на не знаю каких остатках ресурса. И когда добралась - его мяу-мяу-жрать-давай и попытки умыть - очень даже веская причина встать, умыться, переодеться и таки покормить зверя.

Крысы же - просто очень хорошо держат в здесь-и-сейчас. На плечо посадить или пустить бегать под руками в рабочей зоне - и часть внимания на то, чтоб отслеживать перемещения и действия зверя - и уже будет намного проще не отвлекаться от работы, и помнить, что и зачем я делаю.

И ещё они пушистые и тёплые. И умеют любить просто так, ни за что.



@темы: айе Таэри

12:48 

кусочек красного флага

Чтоб словами - тоже было.

Бывает так, что всё, жопа, пушистый северный лис уже не только пришёл, а вообще гнездо свил и потомство вывел.
И бывают - какие-то штуки, которые могут помочь. А могут и не.
Не идеальные. Без гарантий, как свезёт. Часто не бесплатные по последствиям.

И тут на сцену выходят они. Специалисты в белом, которые точно знают как надо.
Возможно, они даже реально могут помочь. За соответствующую плату, если она есть.
Возможно, не могут.
Но если потомство пушистого лиса уже вывелось - то очень не факт, что у того, в чьей жизни это происходит, ещё осталось чем заплатить.
И не только о деньгах речь.
О ресурсе на поиск того самого специалиста.
О ресурсе на дойти до него физически.
О ресурсе на коммуникацию "как взрослый разумный человек".

И тогда по факту вопрос стоит уже не как "к специалисту или к вот тем штукам", а "либо вот те штуки - либо ничего".

И тут я однозначно на стороне вот тех самых стрёмных штук.

Лучше пусть человек сам купит себе в аптеке антибиотик или жаропонижающее или ещё чего, и употребит на свой страх и риск - чем будет дома загибаться самостоятельно - если врачебная помощь ему не доступна.
Лучше попросить о помощи с проводкой соседа, который понимает в этом хоть что-то, чем ждать электрика-который-будет-через-пару-дней-если-протрезвеет, особенно если в доме есть аквариум и холодильник с заморозкой.
Лучше подарить ребёнку, боящемуся темноты, фонарик сразу - чем откладывать на "вот осенью с дачи в город вернёмся, тогда и поведу к психологу, может быть".

И лучше послать существо "к батюшке в церковь, да в любую, к любому", чем к чёрту - если самому разруливать ситуацию нечем, а там всё настолько плохо.
Собственно, именно об попытку донести этот расклад до собеседника - меня и заклинило настолько, что решила написать. Собеседник точно знает, что все священники в кгб работают, и не хочет знать другого. А я знаю, что в описанной собеседником ситуации, где речь идёт о крещёном и вроде-бы-верующем ребёнке в плохой жизненной ситуации - банальное напоминание, что бог хранит и защитит от зла - помогло бы хотя бы продержаться и остаться разумным. Даже если конкретный священник и правда в кгб работает:)


@темы: !осторожно, личное

00:08 

Продолжение темы про обратную связь от среды.

В комментах всплыло - как надо. Раз описано как не надо.

Здесь я могу только за себя сказать, как бы мне хотелось сейчас.

Опять же, не в варианте учитель-ученик, там всё интересно.

Для начала - чтоб окружающие отличали ситуации "мне вот это демонстрируют целенаправленно " и "я это вижу потому что рядом оказался ".

В первом случае самой уместной реакцией я считаю песню чукчи - что видит, о том поёт. Не хорошо-плохо-правильно-неправильно, а вкусно или нет, интересно или нет, не вообще, а лично говорящему. Ещё можно своим опытом по поводу поделиться (только убедиться, что это и правда тот повод), можно спросить о смыслах или "где и как добыть такое", или о цене вопроса, ну в общем всячески обсудить увиденное. Или не обсудить. Но точно не переходить на оценки деятеля как личности или осмысленности данного вида деятельности в принципе. А, ещё можно посоветовать кого-нибудь со сходным интересом. На уровне "о, пирог с черникой, вкусно. А знаешь, вася тоже пироги с лесными ягодами делает, возможно, вам будет интересно пообщаться ".

Да, неочевидное. "ты молодец " - это оценка личности, мне оно уместно от учителя или партнёра по этой конкретной деятельности, но не от того, кто только результат видит.

Во втором же случае я предпочла бы, чтоб окружающие были аккуратнее. Самый удобный вариант - сделать вид, что ничего особенного не заметили. Можно проявить аккуратный интерес на предмет "можно ли поучаствовать ". Можно спросить, понимаю ли я, что я делаю, и что сейчас будет (если у наблюдателя есть подозрение, что будут проблемы, ну например если я с проводами под напряжением шаманю). Но если всё уже вот так, то спрашивать надо аккуратно, потому что любой вопрос - это ещё и гарантированное отвлечение.

А вот оценки даже формата "нравится - не нравится " в этом раскладе уже лишние. Хотя вот "ты это сделала и мне оно вот так пригодилось " - внезапно ценно.

Ещё, пожалуй, стоит отдельно упомянуть расклады, когда делает кто-то один, а последствия наступают у всех в радиусе разлёта осколков. Внятной позиции у меня на все такие случаи пока нет - но базово считаю, что каждому живому разумному следует выделять какую-то часть своего ресурса на нейтрализацию таких последствий чужих действий. И мне очень не нравятся варианты, когда их пытаются предотвратить, запрещая потенциально опасные действия под флагом "как бы чего не вышло ". Сложность в том, что сразу возникает куча спорных моментов. Например, способ предотвращения нежелательных последствий действий близкого для себя методом "помочь ему сделать задуманное более безопасным и адекватным способом, вложиться в это своим ресурсом " - я считаю очень даже правильным.


@темы: айе Таэри

21:15 

забивая гвозди

Можно.
Можно иметь в своей жизни нечто, со стороны выглядящее как проблема - и сознательно ничего с этим не делать.
Или потому, что изнутри оно вообще не проблема, не парит, и полностью устраивает.
Или потому, что хоть оно и проблема - но есть проблемы, которые мешают жить намного сильнее, и ресурс нужен на то, чтобы их разруливать.
Или потому, что из вотпрямщас все доступные способы что-то с этим сделать - выглядят дороже, чем с этим жить (да, с учётом протяженности жизни - интеграл, конечно, а не разовое значение).
Или потому, что на то, чтоб что-то сделать - нужно разово вложить ресурса больше, чем есть возможность скопить в текущей ситуации.
Или и вовсе потому, что идея что-то делать с вот этим - противоречит личным представлениям о прекрасном и правильном.

А ещё можно оставить себе право в любой момент изменить решение с "не делать" на "делать вообще" или "делать вот это конкретное".

И точно можно - испытывать эмоции по поводу наличия в своей жизни вот этого, и всех развесистых следствий помянутого наличия.
Разные. Любые. Негативные тоже.
И самому решать, достаточно ли они веская причина, чтоб что-то сделать, и что именно. И вообще, с этим нечто или с чем-то другим, что заодно и компенсацией может работать.

А связка "если тебе плохо - либо устрани причину, либо смирись с ней, и не порти нам тут атмосферу своей кислой рожей" - вообще-то сворачивается в "не будь". Сдохни. А значит и отвечать на неё можно - так же, как на свёртку. В соответствии со своими представлениями о прекрасном и правильном.

Аналогично и с любыми вариантами как-то извне устранить вот это нечто (т.е. не из своей жизни) - кроме прямого предложения помощи и ситуации, где оно принято.


@темы: айе Таэри

00:59 

как не надо

Вчера посидела на сквознячке. Шею и плечи продуло. Бывает.
Днём сегодня по плечам-и-шее лазил Геральт. Коготками.
На ночь намазала дип рилифом - чтоб прошло побыстрее.
По ощущениям сравнимо с "почесать глаз той рукой, которой мазала".
Надеюсь, это у меня не глаза прорастают.


@темы: жизнь

00:55 

продолжая предыдущий пост

Под катом - длинно.
Возможно, наступает на хвосты тем, для кого больная тема ответственность за другого разумного.


Есть ещё один вариант типа-ошибок.
За который прилетает, как за ошибки - неважно, от незнания или неумения.
Но по факту ошибками не являющийся.

Растёт оно на том, что наблюдающий результат - видит, что фактически получилось, и только. А представления о том, что имелось в виду, он обычно (статистически чаще всего) берёт в своей картине мира и своих личных представлениях о прекрасном и правильном. Да, бывают варианты спросить, выслушать ответ и поверить в него - но редко.

Ну и оценивает - разницу между увиденным и тем, что с его точки зрения имелось в виду. Если по факту имелось в виду что-то совсем другое - получается печально.
За примерами - проще всего мультик про домовёнка Кузю посмотреть, вот эти мамины "умница, дочка" - именно эту дырку показывают. Да, мама по факту хвалит, так что это не самый печальный вариант.

Такой расклад практически исключён в варианте "обучение у живого учителя". Просто потому, что учитель собственно и задаёт целевую функцию, а если ученик её как-то не так понял, так это рабочий момент.

Более того, наличие живого учителя может работать хорошей защитой от посторонних оценивателей, считающих себя вправе высказать своё мнение на том основании, что они свидетелями оказались (а они точно будут, разве что если в глухой скит удалиться, и то не факт, что поможет).
Просто учитель - по определению эксперт, его мнение по определению более значимо, чем мнение всех этих, которые не в теме конкретного квеста и сферы деятельности вообще. И раз он сказал, что получилось - то остальных можно не слушать.

По идее, ещё так работать может внутреннее знание что "я это умею" - но это скользкая тема.

А вот в варианте, когда из учителей в лучшем случае гугль или чей-то рассказ про "я делал это вот так" (но нет вот той самой ответственности-учителя-за-результат-ученика, да и возможности получить задание и показать результат) - и есть какое-то представление о том, что хочется получить, и нечто, что на данном этапе получилось...
То очень больно получить сверху ещё и оценку в чём именно налажал - относительно совсем не того результата.

И совсем печально - если такое прилетает от того, кто чему-то другому учил. Или от значимого близкого. Очень сложно при таких раскладах удержать хотя бы в памяти - а чего я вообще намеревался сделать, какой результат был мне нужен, и зачем.

Хлеб на закваске. Мне было (и надеюсь - что ещё будет, потому что хочу вернуться к этому, несмотря ни на что) ценно и интересно - сделать именно такой, какой могла пра-пра-пра-бабка в печи делать, с поправкой на условия городской квартиры и личные ттх. Получается нечто. Не совсем той формы, какой хотелось, с недостаточно плотной корочкой (которая должна, кроме вкусовых качеств, ещё и сохранность продукта обеспечивать - по идее, хлеб пекли не каждый день, а раз в какой-то период, и уж точно не хранили в морозилке) - но по вкусу похожий, с насыщенным вкусом и внезапно сытный, сам-по-себе-еда, особенно если туда ещё намешать чего-нибудь интересного. И главное - не слипшимся комком, а с пупырышками воздуха внутри, поднялось тесто, и пропеклось.
И тут прилетает - что да, конечно, хлеб это хорошо, но я то и это делаю неправильно, и потому хлеб у меня не такой пушистый, как магазинный, а чтоб корочка была тоньше и мягче, надо то-то и то-то сделать.... Ну блин, это же не дрожжевой хлеб, и вообще ржаной а не пшеничный, он не должен быть пушистым!

Ещё примерно в той же логике - сцапать мою фляжку с травяным сбором, отхлебнуть из неё без спросу, а потом нудеть, что невкусно и рассказывать, что именно в неё надо было положить чтоб было вкусно. В фляжке материнка, пастушья сумка и полынь, концентрация такая, чтоб по глоточку за день вылакать, надо тогда было.

Ещё таким образом со стороны путаются варианты "закрыть ситуацию хоть как-то, чтоб ресурс туда не утекал" и "сделать качественно, как у людей принято". Написать контрольную или сдать норматив по физкультуре на оценку, достаточную для того, чтоб не пересдавать - или на отлично. Доварить этот несчастный суп и наконец-то поесть - или сварить "такой борщ, как мама варила". Прикинуть примерно, что сумма покупок меньше той суммы, которая в кошельке есть - или посчитать всё точно, чтобы приготовить для кассира без сдачи.

И совсем красиво - когда цель и вовсе перпендикулярна тому, что понимает увидевший. Можно вязать для того, чтоб занять руки во время разговора или просмотра фильма. А можно вязать красивый свитер чтоб выпендриться перед кем-нибудь. Именно в такой ситуации мне рассказывали, что жёлто-зелёный цвет мне не к лицу, и вообще, нужно вязать с узором, а не ровное большое полотно. Правда, в этом случае финал не был печальным, ибо вязала я гамак для крыс, крысам понравилось, а рассказчику довелось увидеть этот гамак после пары недель эксплуатации.

Комменты опять закрывать не буду.
Но - если кто-то хочет рассказать, что "они говорят - а ты не слушай", то лучше этого не делать.
Потому что при неуверенности в собственной компетентности, а она обязательно будет, если только учишься делать - это не работает.




@темы: айе Таэри

19:27 

про ошибки и обучение

На этот раз кат скорее для того, чтоб ленту большим объёмом не рвать.
Хотя тем, у кого сложности с ситуацией ответственности за то, что сделал другой разумный - может наступить на больное.


И снова мне не хватает слов русского языка (впрочем, остальных известных - хватает ещё меньше).
Есть ошибка как "я это сделал, но если бы тогда знал то, что знаю сейчас - то сделал бы иначе". От недостатка информации, от проблем с памятью. Ошибка в диктанте - не поставил запятую, потому что правило не выучил. Ошибка по жизни - например, подписал договор, не прочитавши мелкий шрифт, потому что не знал, что там может быть что-то существенное.
И задача "больше так не делать" решается довольно просто - узнать нужную информацию, запомнить или записать её, и пользоваться ею при делах такого рода. Чисто ментальное упражнение, ничего личного.

И есть другой вариант, который тоже можно в принципе назвать ошибкой. Принципиально другой.
Тоже характеризует ситуацию, когда результат действий какой-то не такой. Не совпадает с желаемым или эталонным.
Но - с "а мог ли я сделать иначе" - уже возникают сложности.
Потому что проблема здесь - не в "не знать", а в "не уметь".

Дивная фраза, уже не помню где в фленте мелькала.
"Я каждый день вижу, как сотни людей водят машину. Но это ничего не меняет в моём неумении её водить".

Проще всего видно именно на двигательных навыках.
Известно, что ехать хорошо бы по по прямой - но велосипед в неумелых руках приезжает в столб сам по себе, и даже закачивание в голову всего учебника по физике никак эту ситуацию не исправит.
Известно, что блинчик следует перевернуть лопаткой, вот-таким-движением, в тот момент времени, когда его верх перестанет быть жидким. Но почему-то блинчик оказывается на полу или на плите, и это ещё хороший вариант, потому что может оказаться и на второй руке горе-кулинара, а горячее сладкое тесто ещё и не сразу смыть получится. И опять же, загрузка в мозг хоть учебника физики, хоть химии, хоть кулинарной книги - не поможет ничем.
Известно, что нужно нарисовать вооот такой крючочек, как образец, и чтоб он относительно линеечек располагался именно так. Но если ручка в руках первый раз в жизни - то получится всё равно крякозябра, причём скорей всего и не того размера, и не той формы, и где там те линеечки, тут бы за пределы листа не вылететь. И опять же, лекция о том, "как надо" - последнее, что в этой ситуации могло бы помочь.

А ещё где-то в фленте мелькало, что чтобы двигательная штука получилась - её надо повторить минимум 40 раз. Повторить "как получится" - и тогда на какой-то раз получится "как надо",

Оно не только в движении встречается. Точно есть в социальных раскладах - особенно, если они ещё и эмоционально заряжены. Точно бывает и в том, где головой работают - если для выполнения задачи нужно удержать во внимании одновременно пять объектов, а помещаются только три. Точно бывает там, где задача чуть-чуть отличается от той, на которую уже есть готовый навык - и он противоречит текущей задаче, но руки-и-голова уже помнят, что надо делать именно вот так.

И вот для таких ошибок-от-неумения - есть дивный капкан.
Они не бесплатны, и ниже какого-то порога эту цену обучения для каждой конкретной деятельности снизить не получится.
При этом у ученика может не быть возможности самостоятельно эту цену заплатить.
И для этого нужен учитель.
Чтоб с одной стороны - показать, как надо (дать инфу), а с другой - предоставить правильное пространство для практики.
Дать возможность проделать показанное столько раз, сколько потребуется. Дать возможность получить последствия в том объёме, в каком ученик способен с ними справиться.
И скомпенсировать - своим ресурсом! - остальную часть последствий.
В большинстве случаев - это очень важно - не предотвратить, а именно скомпенсировать, когда всё уже случилось.
Если же предотвращать - то опять же, на своём ресурсе, донести до ученика, какой результат мог получиться, и найти способ помочь ученику получить какой-то другой результат.

Чтобы научиться жарить ту же яичницу - обязательно надо сколько-то раз её сжечь. Не специально сжечь, просто так получится.
Если над душой будет стоять взрослый, который сам вовремя сковородку с огня снимет - то научиться не получится. Чисто технически.
А вот придумывать, чем завтракать (и быстро, всем же надо разбегаться по работам-школам), если яичницу уже сожгли, а также, как отмыть несчастную сковородку, и хорошо, если только её - будет таки взрослый. И ему это по ресурсу точно встанет дороже, чем самому всё приготовить.

По жизни мне свезло на таких старших, которые после первой же ошибки такого рода - просто сразу решали, что "не умеешь, так не берись, никогда не получится", назначали это "не умеешь" постоянным свойством. И нет, не успокаивались на том. Попрекали, и вообще-то и сейчас продолжают. Периодически устраивая ситуации, в которых следовало продемонстрировать отросшее умение. Но - не давай возможности собственно учиться.
А ещё в их картине мира такая вот ученическая ошибка это ужас-ужас кромешный.
Это сейчас я знаю, что если в доме нет другой еды, кроме той, которую вотпрямщас готовят - то проблемы уже есть, шагом раньше.
И что коряво вырезанная деревянная ложка сгодится как минимум на дрова, и опять же, потратить деревяшку на попытку-результатом-которой-стали-дрова - явно не равно "пролюбить всё доступное дерево навсегда"
И что заболевшего зверя или человеческого детёныша - в большинстве случаев можно вылечить, а в оставшихся - обеспечить годное качество жизни с имеющейся болячкой.
И что новую посуду можно купить, плиту отмыть, кухню проветрить, а неслучившийся-блин отскрести от пола.
А неудавшуюся штопку назвать удавшейся тряпкой.
И даже тетрадный лист можно вырвать - или замазать корректором неудачную строчку, или даже оставить её для истории, а ниже написать другую.
А если рисовать в иллюстраторе, то и вовсе контрол-зет всё спасёт.

Но с точки зрения старших родичей, даже вот это, даже сейчас - чудеса и магия.

И это тоже хорошо потопталось.
Потому что учиться можно и без учителя. Если собственных ресурсов ученика хватит на компенсацию последствий ошибки.
Но если точно знать, что любая ошибка это ужас-ужас-запредельный - то их заведомо не хватит.
И от живого учителя сейчас мне чаще всего нужна именно от этого защита. Ну, кроме предоставления информации, конечно.
Внятное, вслух - что "ты можешь сделать столько попыток, сколько нужно, и мир выдержит, небо не рухнет на голову от того, что получится не сразу. У тебя хватит красок, кисточек и бумаги (ага, в иллюстраторе тоже - хватит красок, не кончатся), у тебя хватит времени, и меня тоже хватит - принимающего тебя с любым результатом, не обязательно сразу-идеальным".

А ещё эти странные люди считали и считают, что ошибки-от-неумения - намеренные. И что если оборжать совершившего, то это как-то поможет ему быстрее научиться.Например, вычитать странное в тетради первоклашки, потом пересказать вычитанное всем родственникам... В общем, они до сих пор меня этими словами дразнят. Больно. Особенно с учётом того, что, как показала практика - кому надо, вполне себе читают мой почерк адекватно. Да, даже детский его вариант - если я пишу левой рукой, то именно он и получается.




@темы: айе Таэри

14:38 

рабочее

Разделять
Работу, которая "я хочу иметь это сделанным"
Работу, которая "я хочу это делать, мне процесс нравится"
и работу, которая "мне надо, чтоб ты задолбался". Которую надо делать самым неэффективным способом чтоб устать - и не чувствовать себя виноватой.


@темы: fireplay, айе Таэри, пси

23:12 

Кто здесь

И снова под катом небезопасно. Похоже, это традиция для этого тега.



Про вещное писать проще. Потому что его хотя бы можно предъявить абстрактному свидетелю, и развидеть ему будет сложно. Даже если речь о прошлом - оно восстанавливается, особенно если любить игры про "я ищу" - они очень качественно учат, как именно это делать.

С не-вещным же сложнее. "нет тела - нет дела ".
"ты специально придумываешь, что ты устала, чтоб создать мне проблемы".
И более свежее, уже не отсюда - идея, что сам выбираешь, как реагировать на события в вещном мире, и значит, раз тебе плохо, то ты сам в том виноват, выбери иначе, а ситуацию менять не надо, всё же нормально.

И вообще, если тебе на ногу наступили, то орать и просить слезть - приемлемо. А если на хвост, то нет - и недоказуемо, и для большинства известных мне вариантов хвостов считается нормальным наступать на них.

Ещё часть проблемы в том, что чтоб поверить, что я наступил Васе на хвост - мне нужно поверить Васе, признать его самого экспертом хотя бы по части его хвостов. А не консультироваться у посторонних экспертов, у которых диплом есть.

На практике это например так. Не поверить словам близкого, что ему плохо, потому что у него справки от врача нет.

На самом же деле, вещное - это всего лишь проекция. Отношения или его отсутствия, внимания или его отсутствия, контакта или его отсутствия. Не страшно, что чего-то вещного не было - страшна пропасть между "мне без этого плохо " и "у нас все нормально ". Особенно, если назвать, без чего именно, не получится - потому что его не бывает, и слова такого нет.

Попробую не отключать комменты. Только это, аккуратно, пожалуйста. Оно живое.




@темы: айе Таэри

23:12 

Кто здесь

И снова под катом небезопасно. Похоже, это традиция для этого тега.



Про вещное писать проще. Потому что его хотя бы можно предъявить абстрактному свидетелю, и развидеть ему будет сложно. Даже если речь о прошлом - оно восстанавливается, особенно если любить игры про "я ищу" - они очень качественно учат, как именно это делать.

С не-вещным же сложнее. "нет тела - нет дела ".
"ты специально придумываешь, что ты устала, чтоб создать мне проблемы".
И более свежее, уже не отсюда - идея, что сам выбираешь, как реагировать на события в вещном мире, и значит, раз тебе плохо, то ты сам в том виноват, выбери иначе, а ситуацию менять не надо, всё же нормально.

И вообще, если тебе на ногу наступили, то орать и просить слезть - приемлемо. А если на хвост, то нет - и недоказуемо, и для большинства известных мне вариантов хвостов считается нормальным наступать на них.

Ещё часть проблемы в том, что чтоб поверить, что я наступил Васе на хвост - мне нужно поверить Васе, признать его самого экспертом хотя бы по части его хвостов. А не консультироваться у посторонних экспертов, у которых диплом есть.

На практике это например так. Не поверить словам близкого, что ему плохо, потому что у него справки от врача нет.

На самом же деле, вещное - это всего лишь проекция. Отношения или его отсутствия, внимания или его отсутствия, контакта или его отсутствия. Не страшно, что чего-то вещного не было - страшна пропасть между "мне без этого плохо " и "у нас все нормально ". Особенно, если назвать, без чего именно, не получится - потому что его не бывает, и слова такого нет.

Попробую не отключать комменты. Только это, аккуратно, пожалуйста. Оно живое.




@темы: айе Таэри

22:27 

место для жизни: продолжение

Под катом снова тяжёлое.


Продолжая предыдущий пост.
В 9 классе я оказалась в физмат-лицее, и проучилась там до 11. Как я там оказалась - в данном случае неважно.
Но пожалуй это первый опыт устойчиво своего пространства, в котором меня видят. Пусть даже и со своими сложностями.

Причём сложности, внезапно - совсем не там, где по логике им бы быть.

В этом дивном заведении жили и учились подростки (уже не дети, не могу именовать нас - таких - детьми) - со всей Украины. Все - не такие, как фон. Не про всех знаю, но похоже, что и правда все - из тем или иным образом неблагополучных семей и ситуаций.
И собственно с интернатом и был некоторый затык.
С одной стороны, киевлянам в нём место не было положено, потому что всем-же-понятно-что-лучше-жить-дома-с-родителями-чем-в-общаге.
С другой стороны, кому далеко ездить, те могли написать заявление и обитать в интернате - но на выходные всё равно домой сваливать, потому что всем-же-понятно-бла-бла-бла.
С третьей, эти расклады ещё и регламентировались, т.е. если уж живёшь в интернате, то ночевать должен на месте, иначе чп, будут искать куда делся, и в общем будут последствия. А если не живёшь - то опять же, если тебя обнаружат ночующим, то последствия тоже по идее будут. Плюс ещё какие-то заморочки с планированием столовской еды (на фоне технической невозможности добыть какую-то другую еду, кроме разве что чая с вареньем - существенно).
У меня так получилось - первую и четвёртую четверть я таки жила в общаге, а вторую и третью - с бабушкой, потому что близко ездить. Во время первой и четвёртой бабушка была на даче, а вариант меня одной в пустой квартире в голову никому не пролезал.

Хотя если бы я сейчас выбирала. то предпочла бы официально жить в общаге всё время.
И по техническим причинам - если учебник дают не на ученика, а на комнату, то всё равно домашку делать будешь в общаге, потому что домой унести учебник не получится, остальным тоже надо.
Но больше - по психологическим и атмосферным.

У нас сначала была комната на 6 девочек, две из которых ночевать ходили домой - киевлянки. Но всё равно все там тусили - и домашки, и переодеться на физкультуру, и вещи оставить, чтоб не таскаться с ними.
У мальчиков была плотность поменьше - просто на класс в любом случае была только одна девичья комната. а у нас девочек оказалось внезапно много.
Позже нас осталось меньше. Но всё равно не сравнить с а-классом, у которых под конец была одна, если мне не изменяет память.

И личного пространства в ней было мне - больше, чем в родительском доме. Плюс - по настоящему, без дураков личного, даже при всём том, что комната девочек днём - это по сути проходной двор.

Там была личная кровать. На которую не то, что положить что-то левое - даже садиться без спросу считалось не делом.
Там было два больших стола на всех и достаточно стульев.
Там была у каждой своя личная тумбочка, в которую заглядывать без разрешения хозяйки никому в голову не приходило.
Там было можно вешать плакаты на стенки - скотчем. И даже если плакат был двусмысленным - он всё равно оставался висеть.
Один такой я потом домой забрала. На нём нарисован младенец, и написано "мечты сегодня - это реальность завтра".
Висел он над двумя кроватями, сдвинутыми в двуспальную, и на фоне общей настороженности воспитательского состава в сторону внеплановых беременностей у учениц - воспринимался соответственно.
Там были два шкафа, в которых было не то, чтоб много места - но имеющееся можно было внятно поделить, и в своей части шкафа каждая поддерживала порядок сама, какой хотела.
Там можно было двигать мебель в пределах комнаты как угодно, не спрашивая на то ни у кого разрешения. Договориться между собой, позвать мальчиков в помощь и сделать.
Там в принципе не было пылесборников и истерик про срочную уборку - были дежурства по комнате, и было внятно определено, в какое состояние комнату надлежит привести.
Там можно было забыть пенал или даже кошелёк на общем столе - и максимум, что с ним сделают, это положат на кровать или тумбочку хозяйки. И никому и в голову не приходило хватать чужую ручку на том основании, что "мне надо срочно".

Ещё там был душ, в котором можно было плескаться сколько угодно, и ни перед кем не отчитываться в этом. Позже, правда, стали его на ночь закрывать, уж и не помню почему - но как-то не помню, чтоб это было проблемой. Ну да, можно было задержаться в душе и опоздать на пары или на ужин - ну так это сам себе злобный буратино, но никто не будет под дверью ругаться, что ты занял санузел, а туда кому-то ещё надо.

И ещё там было очень внятное "мы", и это в том числе и про пространство тоже.
Начиная от "в любой момент времени кто-то из своих должен знать, где ты". Не помню, говорили об этом прямо, или оно в воздухе витало - но по крайней мере про соседей по комнате точно было нормальным знать, хотя бы на уровне эпсилон-окрестности - то ли в душ пошёл, то ли в город, и зачем именно.

И очень много было от взрослых - что "если с кем-то из вас что-то случится, то у меня будут проблемы". Это тоже - про место для жизни, на самом деле. Просто уже не в вещном мире, а во внимании того-кто-может-обеспечить-безопасность.


@темы: айе Таэри

19:21 

Новая метка

Специально для Наты - да, это сознательно не подзамок. Потому что - по себе знаю - бывает ценным прочитать, что "и так бывает, так не только со мной было", Особенно, если память говорит одно, а живые свидетели - другое, потому что они предпочли развидеть, во имя сохранения всёнормально.

Под катом, и далее по метке - личное-старое, в основном тяжёлое эмоционально.
Кому не надо - тому под кат лучше не ходить.


Место в мире.
В сообществах, посвящённых собачкам, кошкам, да даже крысам - регулярно советуют перед тем, как заводить животное - выделить ему кусок пространства, соответствующий породе. Положить подстилку для собаки, или поставить коробку, размером с крысью клетку, или на место для кормления поставить пару ненужных мисок. или во дворе место для будки как-то застолбить. И пожить так, посмотреть, получается ли - не спотыкаться. Если не получается - переставить иначе, и пока достаточный объём пространства не получилось выделить - зверя не заводить.

Моим родителям такого никто не посоветовал.

Да, совсем мелкой я себя не помню - но можно посмотреть на то, как выращивали братьев, оно тоже показательно.

Кроватка точно была. С решёткой прутьев, деревянная.
Но - места мало, для двухкомнатной квартиры четыре взрослых таки многовато.
И кроватка нечувствительно так превращается в склад всего подряд.
При выращивании мелкого это были его одёжки, пачки памперсов, могла быть общая большая куча постиранного белья, которое надо куда-то деть вотпрямщас.
У мелкого позже кроватка куда-то делась, и спал он на двух сдвинутых креслах - что тоже немало бонусов сулило, поскольку чтоб собрать эту конструкцию - нужно было, чтоб вообще все прекратили дневную деятельность и расползлись спать.

Позже дедушка с бабушкой переехали жить отдельно - и комнаты разделились на родительскую и детскую. Правда, детская так не называлась, называлась "маленькой", и была по сути складом. Один шкаф полностью от пола до потолка перекрывающий стену, и потом ещё в углу за дверью полки для игрушек - спланированные не как пространство для игры, а как складской стеллаж, куда всё влезает только при очень плотном и компактном, вещном укладывании. Другая стена - выход на балкон, и место для велосипедов - всех семейных скопом, вот тупо прислонить первый к стенке, второй к первому, и так пока все не станут. Да, шкаф забит очень плотно непонятно чем - какие-то тканевые вещи, какая-то снаряга древняя, какая-то одежда навырост - главное, что при попытке его открыть куча пыли гарантирована. Детских вещей в нём не было.
Возле третьей стены стояли отцовская швейная машинка и праздничный раскладной стол. И то и другое - в сложенном виде, заваленное каким-то барахлом, которое срочно нужно убрать из "приличной" части квартиры, или просто места другого не нашлось. Теоретически стол можно было бы разложить хотя бы наполовину, и это было бы рабочее место - но на практике это было мега-неудобно - и потому что спиной к двери сидеть, и потому что на столе куча всего и в столе куча всего, и рядом со столом тоже куча всего, а ещё надо куда-то лампу воткнуть, потому что света от единственной лампочки, да ещё и в красивом плафоне - очень не дофига. Плюс при этом перекрывался доступ на нижний ярус двухярусной кровати, и обитатель этого места был против.
Возле четвёртой стены - двухярусная кровать. Позже, когда мелкий подрос - вдоль третьей под потолком отец сделал что-то вроде чердака из металлических уголков, щита дсп и каких-то досок, туда надо было забираться по лестнице. Это могло бы быть хорошо, если бы не то, что со второго этажа двухярусной кровати происходящее на третьем шикарно просматривалось - а я была уже достаточно взрослой, чтоб необходимость устраиваться спать там, где братьям меня видно, была проблемой.
Ещё вдоль этой же стены стоял шкаф поменьше - в него была запихана одежда, тоже по принципу "как угодно, лишь бы впихнуть", по полке на ребёнка, оставшееся забито тоже какими-то тряпками. Над шкафом до потолка плотно книжные полки, и ещё что-то на шкафу стояло.
А под кроватью байдарки, тоже плотно, и тоже много-много пыли.

Да, пылесосом убирали только "большую" комнату - там же ковёр. В маленькой только иногда мыли открытую часть пола.
А ещё, когда приходили гости - всё то, что валялось в большой комнате где попало, тупо сваливалось в маленькую. Потому что можно дверь закрыть - и вроде как уже и убрано.

При поездках было ещё ярче.
Да, до какого-то возраста ребёнок в поезде не занимает отдельного места и ему не берут билет.
Но поехать на байдарках плавать, в составе "два взрослых и два детёныша", и раскладку по еде посчитать из рассчёта на двух взрослых - да, по табличкам. Я уже потом проверяла - точно был рассчёт, что надо взять столько-то банок консервов, потому что на месте купить не получится, и в общем получилось восстановить.
А ещё у меня есть палатка, отец отдал. Та, в которой тогда спали вчетвером.
Сейчас в ней нормально спать - мне одной и поставить внутрь клетку с крысами. Или мне вдвоём с достаточно близким человеком, чтоб на попытку "обнять как плюшевого мишку" он реагировал адекватно.
С отцом вдвоём в ней было спать погранично - ещё возможно, но при наличии выбора лучше всё же побольше.

Потом отец пошил "большую" палатку, парашютную. Тогда уже мелкий был - палатка на пятерых планировалась. Трое из которых ещё будут расти, и при этом и сам отец немаленький, и по мне со средним братом уже было видно, что мы в этом плане к отцу ближе, чем к матери.
В общем, втроём в этой палатке нормально, вчетвером возможно. Впятером - и то, не в этом составе, в более стройном - только если по команде переворачиваться.
Ограничений на материал не было. Ограничений на площадку под палатку тоже особо не было - она и так нестандартного размера была, да ещё и с тентом такой конструкции, что всё сложно.
Просто в голову не пришло.

Ещё из той же серии фокус - при выезде на дачу не соотнести актуальное количество спальных мест и количество тех, кто в итоге на той даче окажется с ночёвкой, учитывая приглашённых приятелей. Да. не соотнести - именно на количество детей, даже уже совершеннолетних. Они и сейчас так делают.

И к тем же выездам - есть же ещё и количество мест в машине. А ещё есть возможность вместо человека положить груз. Или подвезти соседа.
И да, они опять регулярно забывают учесть, что выросшие уже-не-дети - не бесплотные духи, и им тоже нужно какое-то место. И очень удивляются результатам, каждый чёртов раз удивляются, почему нельзя впихнуть в одну машину всех тех, кого уже взялись везти.



@темы: айе Таэри

21:40 

выполняя обещание

00:52 

вдруг бывает

Все боги-трикстеры, которые мне в голову приходят - базово мужчины. У них мужское имя, о них говорят в мужском роде, они интегрированы в мужскую часть социума как минимум на уровне бывать там, куда женщин не допускают, они могут говорить с мужчинами на равных. У них может быть постоянная спутница жизни, жена, именно женского рода.  При этом они проявляют и женские функции в той или иной степени, где-то это ситуативно ограничено, где-то ещё как-то - но есть.

А вот бывает ли наоборот? Чтоб базово это была богиня (именно трикстер, не какая угодно), с женским именем, с женскими навыками в качестве основных, и чтоб в соответствующих мифах-легендах-преданиях о ней в женском роде говорили. И чтоб у неё постоянным спутником жизни был мужчина, муж. Но при этом - как трикстер, она будет проявлять мужские функции в той или иной степени.


@темы: fireplay, магия

Путь в никуда

главная