Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
00:55 

продолжая предыдущий пост

Под катом - длинно.
Возможно, наступает на хвосты тем, для кого больная тема ответственность за другого разумного.


Есть ещё один вариант типа-ошибок.
За который прилетает, как за ошибки - неважно, от незнания или неумения.
Но по факту ошибками не являющийся.

Растёт оно на том, что наблюдающий результат - видит, что фактически получилось, и только. А представления о том, что имелось в виду, он обычно (статистически чаще всего) берёт в своей картине мира и своих личных представлениях о прекрасном и правильном. Да, бывают варианты спросить, выслушать ответ и поверить в него - но редко.

Ну и оценивает - разницу между увиденным и тем, что с его точки зрения имелось в виду. Если по факту имелось в виду что-то совсем другое - получается печально.
За примерами - проще всего мультик про домовёнка Кузю посмотреть, вот эти мамины "умница, дочка" - именно эту дырку показывают. Да, мама по факту хвалит, так что это не самый печальный вариант.

Такой расклад практически исключён в варианте "обучение у живого учителя". Просто потому, что учитель собственно и задаёт целевую функцию, а если ученик её как-то не так понял, так это рабочий момент.

Более того, наличие живого учителя может работать хорошей защитой от посторонних оценивателей, считающих себя вправе высказать своё мнение на том основании, что они свидетелями оказались (а они точно будут, разве что если в глухой скит удалиться, и то не факт, что поможет).
Просто учитель - по определению эксперт, его мнение по определению более значимо, чем мнение всех этих, которые не в теме конкретного квеста и сферы деятельности вообще. И раз он сказал, что получилось - то остальных можно не слушать.

По идее, ещё так работать может внутреннее знание что "я это умею" - но это скользкая тема.

А вот в варианте, когда из учителей в лучшем случае гугль или чей-то рассказ про "я делал это вот так" (но нет вот той самой ответственности-учителя-за-результат-ученика, да и возможности получить задание и показать результат) - и есть какое-то представление о том, что хочется получить, и нечто, что на данном этапе получилось...
То очень больно получить сверху ещё и оценку в чём именно налажал - относительно совсем не того результата.

И совсем печально - если такое прилетает от того, кто чему-то другому учил. Или от значимого близкого. Очень сложно при таких раскладах удержать хотя бы в памяти - а чего я вообще намеревался сделать, какой результат был мне нужен, и зачем.

Хлеб на закваске. Мне было (и надеюсь - что ещё будет, потому что хочу вернуться к этому, несмотря ни на что) ценно и интересно - сделать именно такой, какой могла пра-пра-пра-бабка в печи делать, с поправкой на условия городской квартиры и личные ттх. Получается нечто. Не совсем той формы, какой хотелось, с недостаточно плотной корочкой (которая должна, кроме вкусовых качеств, ещё и сохранность продукта обеспечивать - по идее, хлеб пекли не каждый день, а раз в какой-то период, и уж точно не хранили в морозилке) - но по вкусу похожий, с насыщенным вкусом и внезапно сытный, сам-по-себе-еда, особенно если туда ещё намешать чего-нибудь интересного. И главное - не слипшимся комком, а с пупырышками воздуха внутри, поднялось тесто, и пропеклось.
И тут прилетает - что да, конечно, хлеб это хорошо, но я то и это делаю неправильно, и потому хлеб у меня не такой пушистый, как магазинный, а чтоб корочка была тоньше и мягче, надо то-то и то-то сделать.... Ну блин, это же не дрожжевой хлеб, и вообще ржаной а не пшеничный, он не должен быть пушистым!

Ещё примерно в той же логике - сцапать мою фляжку с травяным сбором, отхлебнуть из неё без спросу, а потом нудеть, что невкусно и рассказывать, что именно в неё надо было положить чтоб было вкусно. В фляжке материнка, пастушья сумка и полынь, концентрация такая, чтоб по глоточку за день вылакать, надо тогда было.

Ещё таким образом со стороны путаются варианты "закрыть ситуацию хоть как-то, чтоб ресурс туда не утекал" и "сделать качественно, как у людей принято". Написать контрольную или сдать норматив по физкультуре на оценку, достаточную для того, чтоб не пересдавать - или на отлично. Доварить этот несчастный суп и наконец-то поесть - или сварить "такой борщ, как мама варила". Прикинуть примерно, что сумма покупок меньше той суммы, которая в кошельке есть - или посчитать всё точно, чтобы приготовить для кассира без сдачи.

И совсем красиво - когда цель и вовсе перпендикулярна тому, что понимает увидевший. Можно вязать для того, чтоб занять руки во время разговора или просмотра фильма. А можно вязать красивый свитер чтоб выпендриться перед кем-нибудь. Именно в такой ситуации мне рассказывали, что жёлто-зелёный цвет мне не к лицу, и вообще, нужно вязать с узором, а не ровное большое полотно. Правда, в этом случае финал не был печальным, ибо вязала я гамак для крыс, крысам понравилось, а рассказчику довелось увидеть этот гамак после пары недель эксплуатации.

Комменты опять закрывать не буду.
Но - если кто-то хочет рассказать, что "они говорят - а ты не слушай", то лучше этого не делать.
Потому что при неуверенности в собственной компетентности, а она обязательно будет, если только учишься делать - это не работает.




@темы: айе Таэри

19:27 

про ошибки и обучение

На этот раз кат скорее для того, чтоб ленту большим объёмом не рвать.
Хотя тем, у кого сложности с ситуацией ответственности за то, что сделал другой разумный - может наступить на больное.


И снова мне не хватает слов русского языка (впрочем, остальных известных - хватает ещё меньше).
Есть ошибка как "я это сделал, но если бы тогда знал то, что знаю сейчас - то сделал бы иначе". От недостатка информации, от проблем с памятью. Ошибка в диктанте - не поставил запятую, потому что правило не выучил. Ошибка по жизни - например, подписал договор, не прочитавши мелкий шрифт, потому что не знал, что там может быть что-то существенное.
И задача "больше так не делать" решается довольно просто - узнать нужную информацию, запомнить или записать её, и пользоваться ею при делах такого рода. Чисто ментальное упражнение, ничего личного.

И есть другой вариант, который тоже можно в принципе назвать ошибкой. Принципиально другой.
Тоже характеризует ситуацию, когда результат действий какой-то не такой. Не совпадает с желаемым или эталонным.
Но - с "а мог ли я сделать иначе" - уже возникают сложности.
Потому что проблема здесь - не в "не знать", а в "не уметь".

Дивная фраза, уже не помню где в фленте мелькала.
"Я каждый день вижу, как сотни людей водят машину. Но это ничего не меняет в моём неумении её водить".

Проще всего видно именно на двигательных навыках.
Известно, что ехать хорошо бы по по прямой - но велосипед в неумелых руках приезжает в столб сам по себе, и даже закачивание в голову всего учебника по физике никак эту ситуацию не исправит.
Известно, что блинчик следует перевернуть лопаткой, вот-таким-движением, в тот момент времени, когда его верх перестанет быть жидким. Но почему-то блинчик оказывается на полу или на плите, и это ещё хороший вариант, потому что может оказаться и на второй руке горе-кулинара, а горячее сладкое тесто ещё и не сразу смыть получится. И опять же, загрузка в мозг хоть учебника физики, хоть химии, хоть кулинарной книги - не поможет ничем.
Известно, что нужно нарисовать вооот такой крючочек, как образец, и чтоб он относительно линеечек располагался именно так. Но если ручка в руках первый раз в жизни - то получится всё равно крякозябра, причём скорей всего и не того размера, и не той формы, и где там те линеечки, тут бы за пределы листа не вылететь. И опять же, лекция о том, "как надо" - последнее, что в этой ситуации могло бы помочь.

А ещё где-то в фленте мелькало, что чтобы двигательная штука получилась - её надо повторить минимум 40 раз. Повторить "как получится" - и тогда на какой-то раз получится "как надо",

Оно не только в движении встречается. Точно есть в социальных раскладах - особенно, если они ещё и эмоционально заряжены. Точно бывает и в том, где головой работают - если для выполнения задачи нужно удержать во внимании одновременно пять объектов, а помещаются только три. Точно бывает там, где задача чуть-чуть отличается от той, на которую уже есть готовый навык - и он противоречит текущей задаче, но руки-и-голова уже помнят, что надо делать именно вот так.

И вот для таких ошибок-от-неумения - есть дивный капкан.
Они не бесплатны, и ниже какого-то порога эту цену обучения для каждой конкретной деятельности снизить не получится.
При этом у ученика может не быть возможности самостоятельно эту цену заплатить.
И для этого нужен учитель.
Чтоб с одной стороны - показать, как надо (дать инфу), а с другой - предоставить правильное пространство для практики.
Дать возможность проделать показанное столько раз, сколько потребуется. Дать возможность получить последствия в том объёме, в каком ученик способен с ними справиться.
И скомпенсировать - своим ресурсом! - остальную часть последствий.
В большинстве случаев - это очень важно - не предотвратить, а именно скомпенсировать, когда всё уже случилось.
Если же предотвращать - то опять же, на своём ресурсе, донести до ученика, какой результат мог получиться, и найти способ помочь ученику получить какой-то другой результат.

Чтобы научиться жарить ту же яичницу - обязательно надо сколько-то раз её сжечь. Не специально сжечь, просто так получится.
Если над душой будет стоять взрослый, который сам вовремя сковородку с огня снимет - то научиться не получится. Чисто технически.
А вот придумывать, чем завтракать (и быстро, всем же надо разбегаться по работам-школам), если яичницу уже сожгли, а также, как отмыть несчастную сковородку, и хорошо, если только её - будет таки взрослый. И ему это по ресурсу точно встанет дороже, чем самому всё приготовить.

По жизни мне свезло на таких старших, которые после первой же ошибки такого рода - просто сразу решали, что "не умеешь, так не берись, никогда не получится", назначали это "не умеешь" постоянным свойством. И нет, не успокаивались на том. Попрекали, и вообще-то и сейчас продолжают. Периодически устраивая ситуации, в которых следовало продемонстрировать отросшее умение. Но - не давай возможности собственно учиться.
А ещё в их картине мира такая вот ученическая ошибка это ужас-ужас кромешный.
Это сейчас я знаю, что если в доме нет другой еды, кроме той, которую вотпрямщас готовят - то проблемы уже есть, шагом раньше.
И что коряво вырезанная деревянная ложка сгодится как минимум на дрова, и опять же, потратить деревяшку на попытку-результатом-которой-стали-дрова - явно не равно "пролюбить всё доступное дерево навсегда"
И что заболевшего зверя или человеческого детёныша - в большинстве случаев можно вылечить, а в оставшихся - обеспечить годное качество жизни с имеющейся болячкой.
И что новую посуду можно купить, плиту отмыть, кухню проветрить, а неслучившийся-блин отскрести от пола.
А неудавшуюся штопку назвать удавшейся тряпкой.
И даже тетрадный лист можно вырвать - или замазать корректором неудачную строчку, или даже оставить её для истории, а ниже написать другую.
А если рисовать в иллюстраторе, то и вовсе контрол-зет всё спасёт.

Но с точки зрения старших родичей, даже вот это, даже сейчас - чудеса и магия.

И это тоже хорошо потопталось.
Потому что учиться можно и без учителя. Если собственных ресурсов ученика хватит на компенсацию последствий ошибки.
Но если точно знать, что любая ошибка это ужас-ужас-запредельный - то их заведомо не хватит.
И от живого учителя сейчас мне чаще всего нужна именно от этого защита. Ну, кроме предоставления информации, конечно.
Внятное, вслух - что "ты можешь сделать столько попыток, сколько нужно, и мир выдержит, небо не рухнет на голову от того, что получится не сразу. У тебя хватит красок, кисточек и бумаги (ага, в иллюстраторе тоже - хватит красок, не кончатся), у тебя хватит времени, и меня тоже хватит - принимающего тебя с любым результатом, не обязательно сразу-идеальным".

А ещё эти странные люди считали и считают, что ошибки-от-неумения - намеренные. И что если оборжать совершившего, то это как-то поможет ему быстрее научиться.Например, вычитать странное в тетради первоклашки, потом пересказать вычитанное всем родственникам... В общем, они до сих пор меня этими словами дразнят. Больно. Особенно с учётом того, что, как показала практика - кому надо, вполне себе читают мой почерк адекватно. Да, даже детский его вариант - если я пишу левой рукой, то именно он и получается.




@темы: айе Таэри

14:38 

рабочее

Разделять
Работу, которая "я хочу иметь это сделанным"
Работу, которая "я хочу это делать, мне процесс нравится"
и работу, которая "мне надо, чтоб ты задолбался". Которую надо делать самым неэффективным способом чтоб устать - и не чувствовать себя виноватой.


@темы: fireplay, айе Таэри, пси

23:12 

Кто здесь

И снова под катом небезопасно. Похоже, это традиция для этого тега.



Про вещное писать проще. Потому что его хотя бы можно предъявить абстрактному свидетелю, и развидеть ему будет сложно. Даже если речь о прошлом - оно восстанавливается, особенно если любить игры про "я ищу" - они очень качественно учат, как именно это делать.

С не-вещным же сложнее. "нет тела - нет дела ".
"ты специально придумываешь, что ты устала, чтоб создать мне проблемы".
И более свежее, уже не отсюда - идея, что сам выбираешь, как реагировать на события в вещном мире, и значит, раз тебе плохо, то ты сам в том виноват, выбери иначе, а ситуацию менять не надо, всё же нормально.

И вообще, если тебе на ногу наступили, то орать и просить слезть - приемлемо. А если на хвост, то нет - и недоказуемо, и для большинства известных мне вариантов хвостов считается нормальным наступать на них.

Ещё часть проблемы в том, что чтоб поверить, что я наступил Васе на хвост - мне нужно поверить Васе, признать его самого экспертом хотя бы по части его хвостов. А не консультироваться у посторонних экспертов, у которых диплом есть.

На практике это например так. Не поверить словам близкого, что ему плохо, потому что у него справки от врача нет.

На самом же деле, вещное - это всего лишь проекция. Отношения или его отсутствия, внимания или его отсутствия, контакта или его отсутствия. Не страшно, что чего-то вещного не было - страшна пропасть между "мне без этого плохо " и "у нас все нормально ". Особенно, если назвать, без чего именно, не получится - потому что его не бывает, и слова такого нет.

Попробую не отключать комменты. Только это, аккуратно, пожалуйста. Оно живое.




@темы: айе Таэри

23:12 

Кто здесь

И снова под катом небезопасно. Похоже, это традиция для этого тега.



Про вещное писать проще. Потому что его хотя бы можно предъявить абстрактному свидетелю, и развидеть ему будет сложно. Даже если речь о прошлом - оно восстанавливается, особенно если любить игры про "я ищу" - они очень качественно учат, как именно это делать.

С не-вещным же сложнее. "нет тела - нет дела ".
"ты специально придумываешь, что ты устала, чтоб создать мне проблемы".
И более свежее, уже не отсюда - идея, что сам выбираешь, как реагировать на события в вещном мире, и значит, раз тебе плохо, то ты сам в том виноват, выбери иначе, а ситуацию менять не надо, всё же нормально.

И вообще, если тебе на ногу наступили, то орать и просить слезть - приемлемо. А если на хвост, то нет - и недоказуемо, и для большинства известных мне вариантов хвостов считается нормальным наступать на них.

Ещё часть проблемы в том, что чтоб поверить, что я наступил Васе на хвост - мне нужно поверить Васе, признать его самого экспертом хотя бы по части его хвостов. А не консультироваться у посторонних экспертов, у которых диплом есть.

На практике это например так. Не поверить словам близкого, что ему плохо, потому что у него справки от врача нет.

На самом же деле, вещное - это всего лишь проекция. Отношения или его отсутствия, внимания или его отсутствия, контакта или его отсутствия. Не страшно, что чего-то вещного не было - страшна пропасть между "мне без этого плохо " и "у нас все нормально ". Особенно, если назвать, без чего именно, не получится - потому что его не бывает, и слова такого нет.

Попробую не отключать комменты. Только это, аккуратно, пожалуйста. Оно живое.




@темы: айе Таэри

22:27 

место для жизни: продолжение

Под катом снова тяжёлое.


Продолжая предыдущий пост.
В 9 классе я оказалась в физмат-лицее, и проучилась там до 11. Как я там оказалась - в данном случае неважно.
Но пожалуй это первый опыт устойчиво своего пространства, в котором меня видят. Пусть даже и со своими сложностями.

Причём сложности, внезапно - совсем не там, где по логике им бы быть.

В этом дивном заведении жили и учились подростки (уже не дети, не могу именовать нас - таких - детьми) - со всей Украины. Все - не такие, как фон. Не про всех знаю, но похоже, что и правда все - из тем или иным образом неблагополучных семей и ситуаций.
И собственно с интернатом и был некоторый затык.
С одной стороны, киевлянам в нём место не было положено, потому что всем-же-понятно-что-лучше-жить-дома-с-родителями-чем-в-общаге.
С другой стороны, кому далеко ездить, те могли написать заявление и обитать в интернате - но на выходные всё равно домой сваливать, потому что всем-же-понятно-бла-бла-бла.
С третьей, эти расклады ещё и регламентировались, т.е. если уж живёшь в интернате, то ночевать должен на месте, иначе чп, будут искать куда делся, и в общем будут последствия. А если не живёшь - то опять же, если тебя обнаружат ночующим, то последствия тоже по идее будут. Плюс ещё какие-то заморочки с планированием столовской еды (на фоне технической невозможности добыть какую-то другую еду, кроме разве что чая с вареньем - существенно).
У меня так получилось - первую и четвёртую четверть я таки жила в общаге, а вторую и третью - с бабушкой, потому что близко ездить. Во время первой и четвёртой бабушка была на даче, а вариант меня одной в пустой квартире в голову никому не пролезал.

Хотя если бы я сейчас выбирала. то предпочла бы официально жить в общаге всё время.
И по техническим причинам - если учебник дают не на ученика, а на комнату, то всё равно домашку делать будешь в общаге, потому что домой унести учебник не получится, остальным тоже надо.
Но больше - по психологическим и атмосферным.

У нас сначала была комната на 6 девочек, две из которых ночевать ходили домой - киевлянки. Но всё равно все там тусили - и домашки, и переодеться на физкультуру, и вещи оставить, чтоб не таскаться с ними.
У мальчиков была плотность поменьше - просто на класс в любом случае была только одна девичья комната. а у нас девочек оказалось внезапно много.
Позже нас осталось меньше. Но всё равно не сравнить с а-классом, у которых под конец была одна, если мне не изменяет память.

И личного пространства в ней было мне - больше, чем в родительском доме. Плюс - по настоящему, без дураков личного, даже при всём том, что комната девочек днём - это по сути проходной двор.

Там была личная кровать. На которую не то, что положить что-то левое - даже садиться без спросу считалось не делом.
Там было два больших стола на всех и достаточно стульев.
Там была у каждой своя личная тумбочка, в которую заглядывать без разрешения хозяйки никому в голову не приходило.
Там было можно вешать плакаты на стенки - скотчем. И даже если плакат был двусмысленным - он всё равно оставался висеть.
Один такой я потом домой забрала. На нём нарисован младенец, и написано "мечты сегодня - это реальность завтра".
Висел он над двумя кроватями, сдвинутыми в двуспальную, и на фоне общей настороженности воспитательского состава в сторону внеплановых беременностей у учениц - воспринимался соответственно.
Там были два шкафа, в которых было не то, чтоб много места - но имеющееся можно было внятно поделить, и в своей части шкафа каждая поддерживала порядок сама, какой хотела.
Там можно было двигать мебель в пределах комнаты как угодно, не спрашивая на то ни у кого разрешения. Договориться между собой, позвать мальчиков в помощь и сделать.
Там в принципе не было пылесборников и истерик про срочную уборку - были дежурства по комнате, и было внятно определено, в какое состояние комнату надлежит привести.
Там можно было забыть пенал или даже кошелёк на общем столе - и максимум, что с ним сделают, это положат на кровать или тумбочку хозяйки. И никому и в голову не приходило хватать чужую ручку на том основании, что "мне надо срочно".

Ещё там был душ, в котором можно было плескаться сколько угодно, и ни перед кем не отчитываться в этом. Позже, правда, стали его на ночь закрывать, уж и не помню почему - но как-то не помню, чтоб это было проблемой. Ну да, можно было задержаться в душе и опоздать на пары или на ужин - ну так это сам себе злобный буратино, но никто не будет под дверью ругаться, что ты занял санузел, а туда кому-то ещё надо.

И ещё там было очень внятное "мы", и это в том числе и про пространство тоже.
Начиная от "в любой момент времени кто-то из своих должен знать, где ты". Не помню, говорили об этом прямо, или оно в воздухе витало - но по крайней мере про соседей по комнате точно было нормальным знать, хотя бы на уровне эпсилон-окрестности - то ли в душ пошёл, то ли в город, и зачем именно.

И очень много было от взрослых - что "если с кем-то из вас что-то случится, то у меня будут проблемы". Это тоже - про место для жизни, на самом деле. Просто уже не в вещном мире, а во внимании того-кто-может-обеспечить-безопасность.


@темы: айе Таэри

19:21 

Новая метка

Специально для Наты - да, это сознательно не подзамок. Потому что - по себе знаю - бывает ценным прочитать, что "и так бывает, так не только со мной было", Особенно, если память говорит одно, а живые свидетели - другое, потому что они предпочли развидеть, во имя сохранения всёнормально.

Под катом, и далее по метке - личное-старое, в основном тяжёлое эмоционально.
Кому не надо - тому под кат лучше не ходить.


Место в мире.
В сообществах, посвящённых собачкам, кошкам, да даже крысам - регулярно советуют перед тем, как заводить животное - выделить ему кусок пространства, соответствующий породе. Положить подстилку для собаки, или поставить коробку, размером с крысью клетку, или на место для кормления поставить пару ненужных мисок. или во дворе место для будки как-то застолбить. И пожить так, посмотреть, получается ли - не спотыкаться. Если не получается - переставить иначе, и пока достаточный объём пространства не получилось выделить - зверя не заводить.

Моим родителям такого никто не посоветовал.

Да, совсем мелкой я себя не помню - но можно посмотреть на то, как выращивали братьев, оно тоже показательно.

Кроватка точно была. С решёткой прутьев, деревянная.
Но - места мало, для двухкомнатной квартиры четыре взрослых таки многовато.
И кроватка нечувствительно так превращается в склад всего подряд.
При выращивании мелкого это были его одёжки, пачки памперсов, могла быть общая большая куча постиранного белья, которое надо куда-то деть вотпрямщас.
У мелкого позже кроватка куда-то делась, и спал он на двух сдвинутых креслах - что тоже немало бонусов сулило, поскольку чтоб собрать эту конструкцию - нужно было, чтоб вообще все прекратили дневную деятельность и расползлись спать.

Позже дедушка с бабушкой переехали жить отдельно - и комнаты разделились на родительскую и детскую. Правда, детская так не называлась, называлась "маленькой", и была по сути складом. Один шкаф полностью от пола до потолка перекрывающий стену, и потом ещё в углу за дверью полки для игрушек - спланированные не как пространство для игры, а как складской стеллаж, куда всё влезает только при очень плотном и компактном, вещном укладывании. Другая стена - выход на балкон, и место для велосипедов - всех семейных скопом, вот тупо прислонить первый к стенке, второй к первому, и так пока все не станут. Да, шкаф забит очень плотно непонятно чем - какие-то тканевые вещи, какая-то снаряга древняя, какая-то одежда навырост - главное, что при попытке его открыть куча пыли гарантирована. Детских вещей в нём не было.
Возле третьей стены стояли отцовская швейная машинка и праздничный раскладной стол. И то и другое - в сложенном виде, заваленное каким-то барахлом, которое срочно нужно убрать из "приличной" части квартиры, или просто места другого не нашлось. Теоретически стол можно было бы разложить хотя бы наполовину, и это было бы рабочее место - но на практике это было мега-неудобно - и потому что спиной к двери сидеть, и потому что на столе куча всего и в столе куча всего, и рядом со столом тоже куча всего, а ещё надо куда-то лампу воткнуть, потому что света от единственной лампочки, да ещё и в красивом плафоне - очень не дофига. Плюс при этом перекрывался доступ на нижний ярус двухярусной кровати, и обитатель этого места был против.
Возле четвёртой стены - двухярусная кровать. Позже, когда мелкий подрос - вдоль третьей под потолком отец сделал что-то вроде чердака из металлических уголков, щита дсп и каких-то досок, туда надо было забираться по лестнице. Это могло бы быть хорошо, если бы не то, что со второго этажа двухярусной кровати происходящее на третьем шикарно просматривалось - а я была уже достаточно взрослой, чтоб необходимость устраиваться спать там, где братьям меня видно, была проблемой.
Ещё вдоль этой же стены стоял шкаф поменьше - в него была запихана одежда, тоже по принципу "как угодно, лишь бы впихнуть", по полке на ребёнка, оставшееся забито тоже какими-то тряпками. Над шкафом до потолка плотно книжные полки, и ещё что-то на шкафу стояло.
А под кроватью байдарки, тоже плотно, и тоже много-много пыли.

Да, пылесосом убирали только "большую" комнату - там же ковёр. В маленькой только иногда мыли открытую часть пола.
А ещё, когда приходили гости - всё то, что валялось в большой комнате где попало, тупо сваливалось в маленькую. Потому что можно дверь закрыть - и вроде как уже и убрано.

При поездках было ещё ярче.
Да, до какого-то возраста ребёнок в поезде не занимает отдельного места и ему не берут билет.
Но поехать на байдарках плавать, в составе "два взрослых и два детёныша", и раскладку по еде посчитать из рассчёта на двух взрослых - да, по табличкам. Я уже потом проверяла - точно был рассчёт, что надо взять столько-то банок консервов, потому что на месте купить не получится, и в общем получилось восстановить.
А ещё у меня есть палатка, отец отдал. Та, в которой тогда спали вчетвером.
Сейчас в ней нормально спать - мне одной и поставить внутрь клетку с крысами. Или мне вдвоём с достаточно близким человеком, чтоб на попытку "обнять как плюшевого мишку" он реагировал адекватно.
С отцом вдвоём в ней было спать погранично - ещё возможно, но при наличии выбора лучше всё же побольше.

Потом отец пошил "большую" палатку, парашютную. Тогда уже мелкий был - палатка на пятерых планировалась. Трое из которых ещё будут расти, и при этом и сам отец немаленький, и по мне со средним братом уже было видно, что мы в этом плане к отцу ближе, чем к матери.
В общем, втроём в этой палатке нормально, вчетвером возможно. Впятером - и то, не в этом составе, в более стройном - только если по команде переворачиваться.
Ограничений на материал не было. Ограничений на площадку под палатку тоже особо не было - она и так нестандартного размера была, да ещё и с тентом такой конструкции, что всё сложно.
Просто в голову не пришло.

Ещё из той же серии фокус - при выезде на дачу не соотнести актуальное количество спальных мест и количество тех, кто в итоге на той даче окажется с ночёвкой, учитывая приглашённых приятелей. Да. не соотнести - именно на количество детей, даже уже совершеннолетних. Они и сейчас так делают.

И к тем же выездам - есть же ещё и количество мест в машине. А ещё есть возможность вместо человека положить груз. Или подвезти соседа.
И да, они опять регулярно забывают учесть, что выросшие уже-не-дети - не бесплотные духи, и им тоже нужно какое-то место. И очень удивляются результатам, каждый чёртов раз удивляются, почему нельзя впихнуть в одну машину всех тех, кого уже взялись везти.



@темы: айе Таэри

21:40 

выполняя обещание

00:52 

вдруг бывает

Все боги-трикстеры, которые мне в голову приходят - базово мужчины. У них мужское имя, о них говорят в мужском роде, они интегрированы в мужскую часть социума как минимум на уровне бывать там, куда женщин не допускают, они могут говорить с мужчинами на равных. У них может быть постоянная спутница жизни, жена, именно женского рода.  При этом они проявляют и женские функции в той или иной степени, где-то это ситуативно ограничено, где-то ещё как-то - но есть.

А вот бывает ли наоборот? Чтоб базово это была богиня (именно трикстер, не какая угодно), с женским именем, с женскими навыками в качестве основных, и чтоб в соответствующих мифах-легендах-преданиях о ней в женском роде говорили. И чтоб у неё постоянным спутником жизни был мужчина, муж. Но при этом - как трикстер, она будет проявлять мужские функции в той или иной степени.


@темы: fireplay, магия

13:45 

лишние дети, слив яда

Прошлась по делам. И ой.
У этих людей явно дети лишние.

Лифт. Даже не в родном подъезде - в переходе метро.
Двери только начинают открываться.
Сразу в лифт вскакивает детёныш (что лифт не пустой и люди ещё выйти хотят - ему до лампочки) и начинает на кнопки нажимать.
Детёныш мелкий, мне где-то по пояс.
Мама стоит перед лифтом, трепется по мобилке.
Ей всё нормально.

Дорога между двух газонов, там и люди ходят, и иногда машины проезжают, для них ещё лежачие полицейские есть. А ещё там же велосипедисты и роллеры.
На одном газоне стоит мамаша. Трепется по мобилке.
По второму бегает дитё. Тоже мелкое.
Звук машины - мамаша не глядя орёт дитю бежать к ней, дитё слушается. По факту - бросается под колёса. Дитю повезло - но могло же и не.

Оставить коляску с пристёгнутым детёнышом под магазином без пригляду - или того же детёныша, пристёгнутого к трёхколёсному велосипеду-с-ручкой (по сути та же коляска) - тоже внезапно оказывается нормальным. В смысле статистической нормы.

Ну и классика с коляской, не включённой в схему тела. Это когда мамаша подходит к светофору (а коляску катит перед собой), и останавливается там, где привыкла останавливаться - на краю тротуара. А коляска при этом оказывается на дороге.


@темы: жизнь, негатив, пси

15:51 

Если уж меня, такой как есть сейчас, хватает на мелкий бытовой экзорцизм, просто по факту выхода из дома...
На первый взгляд мелочи, фон - но оно очень заметно в целом.
Что придержать дверь, чтоб девочка коляску провезла - вызывает столько ответной реакции.
Что моей с-утра-несколько-глючащей-соображалки - оказывается больше, чем у каждого встреченного продавца, а улыбки в ответ на меееедлееееенннныыыый подсчёт "это сколько надо дать сдачи и какими купюрами" - оказывается и правда достаточно, чтоб подсчёт и правда получился (а базово считывается, что продавец ожидает, что его чуть ли не бить будут. И да, это точно не на меня реакция, я специально посмотрела).

Страшилки тащить сюда не буду. Пусть они закончатся сами.

И ещё сегодня внезапно тихие дети. Не орут, не играют, не разговаривают. Мелкие совсем, в колясках или на велосипедах с ручкой трёхколёсных. Затаились.

Берегите себя, в общем. Я не знаю, что это, возможно просто от затмения привет - но явно не всё нормально.


@темы: жизнь

00:02 

Кот Шерлок освоил новое читерство.
У него есть игрушка - палочка с перьями, можно её шевелить и он её лапой будет - но он и сам её лапой гоняет.
И есть двери, которые бывают закрыты - иногда чтоб Шерлока или обоих котов не пропускать, иногда по иным причинам.
Так вот, этот умный кот целенаправленно пропихивает свою игрушку в щель под дверью. И потом сидит мявчит, чтоб отдали, а заодно и дверь открыли.


@темы: звери

14:54 

Рисовальное

Нашла в сети прекрасное.
Мне - очень актуально, потому что как раз и путаюсь - что именно я рисую, мультяшное или реалистическое, или что-то вообще третье, и очень переживаю, что не получается. Особенно - когда сама не знаю, что же должно было получиться.
А здесь... кажется, я начинаю понимать. Как от того, что именно я рисую (объём, или открытку, или вообще задник для объектов) - уже может зависеть как нужно смотреть на то, что рисую.
И чего мне не хватает, чтоб получилось.
И почему если смешать как попало - получится странное пространство.

Оригинал взят у ta_volga в Пространство и плоскость.
А не надо надеятся думать, что я совсем забыла про "учицца рисовать".
Я очень даже помню.
И сегодня я постараюсь написать о...

Каждый раз, когда очередные двадцать-тридцать разной степени желторотости птенцов, собираются в одном помещении, чтобы под руководством кого-то мудрого и опытного (или, как повезёт) начать осваивать Азы Академического Рисунка - как-то само собой подразумевается, что у всех этих гавриков пространственное мышление.
А теперь, тех, кто заинтересован в теме, я попрошу остановиться и внимательно подумать над этой фразой - особенно её завершении:
"Само собой. Подразумевается. Что. У. Всех. Пространственное."

А надо отметить, что на просторах нашей родины, на предмет "рисовать академически" в одну аудиторию загоняются не только те, кто жаждет стать великим академическим живописцем (или, как повезёт), и даже не только оные и будущие (или, как повезёт) архитекторы.
Но и люди не претендующие на столь возвышенные материи, те, кто хотел бы по-простому, стоя, так сказать, на земле - декорировать интерьеры, ткать гобелены, придумывать орнаменты для тканей, о ужас (сссрмиф) - придумывать одежду ("зачем, когда и так уже всё придумано"(С)), а то и вовсе - предаваться буржуинскому занятию по созиданию, страшно сказать - ювелирных украшений (свят-свят-свят!).

Так вот, они все вместе - один педагог (или, как повезёт) и предпосылка - у них у всех изначально Пространственное Мышление.

Что ж это за животное?
А это так, что, когда человек им владеющий, встаёт, к примеру, с мольбертом, писать, к примеру пейзаж - он видит воздух между предметами.
И писать он будет тоже - воздух.
Не "стену дома перед носом" и "группу деревьев в отдалении" ("так вообще только любители работают"(С)) - а воздух - от себя до стены дома, от стены дома - до группы деревьев, от себя - до деревьев, от себя - до горизонта, от себя, дома, деревьев - до неба (если оное в картину вообще вписывается).
Про такие картины часто говорят и искусствоведы и люди "бескорыстно" любящие живопись: "Посмотри - как на ней воздух светится!"
Если звучит этот образ - оно, пространственое.

Или ещё пример, не столь лирический, люблю его нежно - это, когда вы смотрите на чашку - и без дураков поддавков видите, что дальняя от вас сторона её толщины стеночки немного тоньше и как-бы расплывчатее, чем ближняя к вам.
(Все попробовали? Чашки не бить, они не виноваты!)

Откуда я вообще всё это знаю?
Что-то из лекций.
А что-то - самое ценное - на личном опыте.
Ибо у меня мышление не пространственное ни разу.
Оно у меня плоскостное, орнаментальное и, если кому так удобно - первобытное.
"Вижу стену, на стене рисую цветочек. А рядом оленя."
Вот.
А потом раскрашиваю.

В СССР, да ещё до прибытия к нам манга - преступление.
И "преступников" такого рода - примерно половина от всех имеющих наглость держать в руке карандаш.

"Изначально" пространство и воздух видят, как правило те, кто хочет писать картины, или строить дома - отсюда и желание собственно - запечатлеть эту разницу - этот воздух, объём, линейное движение неподвижного объекта.
Большинство же склонных к "прикладному" искусству - видят мир через плоскость - полотна ткани, поверхности шкатулки или подноса, лицевой стороны мебели с небольшим рельефом, круга тарелки.

Например я, встав писать "домик с деревьми" - мысленно "притяну" деревья к домику - сложу их в единую плоскость, затку в единое полотно, заорнаментирую в одну полосу, а то и "платок".
Воздух мне нужен, чтобы дышать.
Растояние "от" и "до" - чтобы получить удовольствие его проходя.
Я могу на тренировке ума или игре воображения "увидеть" "воздух разделяющий предметы", но это - воля, добровольное тому обучение (надо жу было как-то выживать, да и любопытно стало, в конце концов) и тренировка.
Некоторым из тех, кто "с самого начала" видит мир плоским не помогают даже они. Не всем это нужно, собственно говоря.
Целые периоды в мировой истории искусств обходились как и без "академа", так и без "объёма в картине".
А в средневековой западной миниатюре и древнерусской иконе и вовсе - обратная перспектива (а выдайтека её на "часах" по академу - потом вместе посмеёмся).
Как я лю говорить в таком случае: "И ничего, никто не умер."

Уважаемая (я не иронизирую! ;) molnija, когда я описывала ей феномен: "Дети встаньте и все по команде увидьте и изобразите перспективку у этой гипсовой трапеции.", вздохнув сказала - что различие это проходит примерно так же, как различие правшей и левшей - разные полушария мозга по-разному задействованы.
Что переучивать, по-большому счёту, так же болезненно и не нужно. Что разницу эту можно мягко обойти, если уж приспичило есть такая острая необходимость.
Но, что жёсткое переучивание с одного на другое скорее всего приведёт к тому, что своё, то самое "изначальное" видение сломается и не разовъётся, а то, которому пытались "обучить", в лучшем случае будет чем-то вроде выдрессированного калеки (дословно не помню, пытаюсь передать суть своими словами).
Как свидетель - подписываюсь - именно так оно чаще всего и происходит.

То есть.
Если вы стоите у мольберта, и вам лично глубоко, скажем так, положить - на "изменение толщины линий, глубины теней, резкости граней" и тому подобное.
Если вы стоите не первый час, искренне стараетесь, но продолжаете видеть всё тоже само "лимонное дерево" - "раз квадратик, два ромбик, а сверху, кажется, треугольничек" - не пугайтесь.
Это ни разу не "паталогия", не "отклонение от нормы", "блажь и придурь", а то и "лень" (в лучшем случае, просветлённые, видимо, люди говорят: "взгляд ещё не натренирован видеть перспективу" - но таких святых-подвижников очень мало) - это Ваше Личное Видение Мира.
Может быть - "плоскостное". Может быть - "орнаментальное-первобытное". Может быть, не шучу - эксклюзивное.
Берегите себя.
Учиться - это одно. А насильно изменять свою природу - немножечко другое.
Ван Гог не стал бы Ван Гогом, Анатолий Зверев - Зверевым, Марк Шагал - Марком Шагалом и много, много имён и полотен ещё - если бы все они положили свою единственную жизнь на алтарь "перспективки на трапеции".

Регата в Перро. 1892

Морис Дени "Регата в Перро" 1892
здесь лучшее качество репродукции

Картину к этому посту я выбирала не без иронии.
Морис Дени владеет пространственной, "сквозь-воздушной" живописью.
Но наибольшую известность (и узнаваемость) приобрели те его картины (ох, боюсь не-по-научному выразиться :) - где он соединяет законы перспективы и плоскости, воздух-между-предметами и декоративность словно бы вытканного или вырезанного по дереву рисунка-орнамента.
...
И мне не кажется, что мы все от этого что-то теряем.

P.S.
"В 1890 году художник-постимпрессионист Морис Дени в статье «Определение неотрадиционализма» писал, что живописное полотно в сущности есть не что иное как «плоская поверхность, в определенном порядке покрытая красками»."



@темы: находки, колдовство, пси

14:30 

отстранённо

а ещё, кажется, у меня есть шанс узнать на собственной шкуре, что будет, если к вампиру применить методы производства василисков. Если ещё будет чем осознать.


@темы: подзамок, пси

01:33 

ищу кулинарные идеи

Вот что такого можно съесть, чтоб оно было белковое, не жирное, и не совсем-солёное-острое-маронованное?
В идеале чтоб это ещё и можно было купить и съесть готовым, чуть менее предпочтителен вариант с какой-то готовкой заранее, совсем проблематичен вариант "приготовить и сразу съесть".

Пока что знаю морепродукты так - методом "подержать в кипятке до готовности" - но с ними возни много. Их надо купить сырыми морожеными (или можно мариноваными, но тогда много этого не съешь, потому что сильно много сопутствующего, а если в масле или уксусе, то совсем ой), надо хранить в морозилке, надо варить перед едой, потому что особо долго они не лежат. Вкусно, конечно, и можно добавлять в другую еду - но всё же не совсем то.


@темы: fireplay, акакувас, вопрос, флайледи

20:20 

найденное

интересно, пожалуй, только киевским френдам.
Найдено - в виде наклейки на стене в реале.

http://planetababochek.com.ua/
написано, что выставка живых бабочек, и что с ними даже сфотографироваться можно.
Правда, дат я не нашла - ну и шут с ними.
не уверена, что доползу - но может кого-нибудь порадует. Зачем-то же это клеили там, где я шла.


@темы: находки

23:26 

приплыли

Попыталась написать вишлист. В варианте "прилетит волшебная фея и наколдует".
и упс.
Он вообще пустой.
Есть то, что мне надо сделать, иначе будут последствия, которых я не хочу.
Есть то, что я раньше решила - и решения не отменяла и отменять его не хочу.
Но так, чтоб искренне сказать, что " я хочу вот это"...
Максимум - "я помню .что хотела вот это" или "этого нет, и поэтому мне больно".


@темы: жизнь, подзамок

01:22 

Обнаружила, что в моём новом компьютерном кресле можно с ногами сидеть. И даже более, чем одним способом. В комбинации с режимом качания и возможностью довольно легко перебраться от одного стола к другому - получается вообще шикарный кокон, в котором уклубочиваться.
А ещё наверное можно и плед прихватить....


@темы: жизнь

02:30 

странные игры странных людей

Из отжигов близких-не-по-выбору.

Наблюдаю одну пакость. Хотела бы это развидеть - но увы, не получается. И подозреваю, что ещё мнооого разнообразных брызг от этого расклада до меня долетит.

Есть существо, существо давно и стабильно существует в воронке плохих решений. Воронка сия порождается, насколько я вижу, потребностью существа в "уважении" - вот то самое, быть д'Артаньяном среди пидарасов, принадлежать к высшему слою общества и т.д. - при полном отсутствии хоть технической возможности, хоть понимания того, как оно вообще работает. При этом проза жизни маркируется занятием быдла - и качество работы с ней соответствующее. На этом когда-то и разругались вхлам - но пост не о том.
Часть того, как это существо пытается достичь своих целей - покупка дорогих пафосных тряпок, скандалы про "я это не надену" поперёк реальности (на даче, влетевши под дождь, когда по уму сойдёт любая сухая одежда, лишь бы чистая и налезла), профессия, про которую можно сказать много громких слов. но практической пользы с неё ноль, хоть работнику, хоть работодателю. А чтоб совсем не смешно - этой профессией существо отправилось торговать в другую страну, где эта профессия ещё менее востребована, чем на родине... И где народ в среднем несколько более чувствителен к отношению как к быдлу, чем на родине.

На данный момент существо вляпалось в стенку. Пакостную, да. Формата "и правда, беда". Но, как бы цинично это не звучало - предсказуемую. Разговоры о том, что "так может быть", и "скорей всего, так и будет" - я слышу минимум пару лет уже как. И это словами через рот, что для моих близких-не-по-выбору - уже само по себе подвиг. За это время существо не сделало ничего такого, что способствовало бы какому-нибудь другому финалу. И - где-то была формула. но лень искать:) - если посмотреть, что именно существо сделало для того, чтобы прийти именно к этому финалу, то чеклист будет полным.

Существо осознало, что таки пушистая северная лисичка уже не просто пришла, а прямо поселилась. И пришло к родичам за помощью.
При этом масштаб запрашиваемой существом помощи - несколько превышает не то что возможности родичей помочь, а и вообще сумму их заработка в хорошие времена. А форма запрашиваемой существом помощи - по сути оплатить ещё несколько кругов того же атракциона. От того единственного, что и правда помогло бы совсем выбраться - ну да, не на приём к английской королеве, а на тот уровень жизни, на котором родичи живут - существо отказывается.

И при этом - существо не прекращает транслировать своё отношение как к быдлу. Существо не хочет жить так, как живут родичи. Существо хочет, чтоб родичи обеспечили существу - по сути тот уровень жизни, который себе они обеспечить не могут, даже если и правда захотят. И считает себя вправе требовать этого. Потому что родичи.

А самое пакостное - что существо умеет быть убедительным. И пообщавшиеся - по итогам тоже уверены, что существо вправе требовать. На этом цензурные слова уже закончились.

Хотя если кто вдруг знает, как можно вразумлять пообщавшихся - само существо бесполезно уже - хотя бы о том, что нужно сначала купить себе еды и лекарств, и только потом чем останется - помогать, если уж впёрлось, а не наоборот - то думаю, мне ценно будет послушать.


@темы: грани, fireplay

15:42 

Песня чукчи

На улице внезапно весна. Ветер влажный, высокое небо, размазанные облака. Лужи морями, и волны по ним. Почки набухли, воробьи прыгают и радуются.

Заметила новый способ детей носить. Собственно, всех, кого сегодня именно несли в поле моего зрения - несли именно так. Одна рука за плечи, может ещё голову поддерживать. А вторая между ног. В смысле, именно за это место держит. При этом сам ребенок на боку, чаще лицом вперед. Дети вроде не против, а мне странно.


@темы: fireplay, грани, жизнь

Путь в никуда

главная